Мы используем файлы cookie,
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Скоро дорожные камеры начнут распознавать водителей, ведущих за рулём переписку по телефону, самокатчиков, что едут по пешеходным «зебрам», и даже пешеходов, перебегающих дорогу на красный свет. Рассказываем о грядущих изменениях в работе камер.
Сейчас за дорогами России следят около 30 тыс. дорожных камер, которые уже распознают более 60 различных ПДД: от превышений скоростного режима до непристёгнутых ремней, стоянки на «островках» и разговоров по телефону.
Однако научно-технический прогресс не стоит на месте и камеры учатся фиксировать новые нарушения ПДД, многие из которых приводят к печальным последствиям, вплоть до ДТП.
Например, камеры учатся распознавать мотоциклистов, которые отправились в путешествие без шлемов, что по статистике ГИБДД приводит в 40% к смерти при ДТП.
Так же камеры учатся выявлять нарушения со стороны пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ), в первую очередь — электросамокатов, в ДТП с которыми только за первые девять месяцев 2023 года было ранено 2,7 тыс. человек, а погиб 31 человек.
О новых возможностях дорожных камер читайте далее в этой статье.
Дорожные камеры будут автоматически выявлять нарушения пользователей электросамокатов, что более чем правильно, потому что аварийность с участием этого рода СИМ растёт с каждым годом с устрашающей скоростью.
Сейчас активно разрабатываются специализированные комплексы фотовидеофиксации, следящие, чтобы самокатчики спешивались на пешеходном переходе, не ездили вдвоём или целой группой на одном самокате, не ездили по тротуару, создавая помехи пешеходам, а также не перемещались на самокате в пьяном виде.
Кроме того, дорожные камеры учат распознавать номерные таблички, которыми уже оснащаются электросамокаты операторов краткосрочной аренды самокатов (кикшеринга).
На сегодняшний день уже существуют ПДД для электросамокатов, но наказания за нарушение Правил не предусмотрено.
Госдума разрабатывает следующие штрафы для самокатчиков:
за пьяную езду на электросамокате и отказ от медосвидетельствования — до 30 тысяч рублей;
за превышение скорости — до 5 тысяч рублей;
за езду на электросамокате одновременно нескольких человек — до 3 тысяч рублей;
за перевозку детей — до 5 тысяч рублей;
за оставление водителем СИМ места ДТП — до 5 тысяч рублей.
Нейросети в Москве за два года научились распознавать мотоциклистов, которые сели на железного коня без шлема. По мнению экспертов, количество ошибок дорожных камер к 2024 году существенно снизилось и опыт столицы пора перенимать другим регионам России.
Штраф за езду на мотоцикле без шлема, согласно ст. 12.6 КоАП – 1000 руб.
Нейросети, распознающие изображения с дорожных камер, научились почти без ошибок определять пристёгнут водитель или нет. В современных комплексах фотовидеофиксации типа «Азимут 4» нейросеть уже распознаёт зону крепления ремня безопасности за плечом водителя. Поэтому, если ремень пристёгнут, нейросеть это распознает совершенно точно.
Кроме того, для корректной работы в ночные часы в дорожные камеры теперь встроена инфракрасная подсветка, которая высвечивает салон автомобиля и при этом не пересвечивает государственный регистрационный знак. Такой режим работы камер повышает качество распознавания. Теперь, если водитель едет ночью или он одет в тёмную одежду, это не помешает камере увидеть ремень безопасности.
Иногда водители пристёгиваются неправильно: пропускают ремень безопасности под рукой. Теперь комплексы фотовидеофиксации научились распознавать данное нарушение и водитель также получит штраф.
Штраф для водителя за непристёгнутый ремень согласно ст. 12.6 КоАП – 1000 руб.
Штраф для пассажира за непристёгнутый ремень согласно ст.12.29, ч.1 КоАП – 500 руб.
Алгоритмы распознавания постоянно совершенствуются и нейросети, по заверениям экспертов, совершают всё меньше ошибок в случаях распознавания водителей, разговаривающих за рулём по телефону.
Теперь дорожные камеры обучат распознавать водителя, который за рулём пишет сообщение, а не только разговаривает по телефону.
Если водитель любит зависать в мессенджерах на своём смартфоне, эта дурная привычка выйдет ему боком. Чтобы не собрать букет штрафов за разговоры и переписку, уже сейчас советуем обратить внимание на полезные устройства фиксации смартфонов в салоне авто, наподобие этого.
Штраф за пользование в автомобиле телефоном не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук согласно ст.12.36, ч.1 КоаАП – 1500 руб.
Дорожные камеры уже несколько лет распознают невключенные фары. Обкатывалась эта опция сначала в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Волгограде и Омске. Теперь пришла очередь других регионов России.
Штраф за невключенные фары согласно ст.12.5 и 12.20 КоАП – 500 руб.
Камеры ГИБДД активно учатся распознавать грязные и скрытые номера машин. В Институте проблем управления им. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН) создали и испытали электронную систему, которая распознаёт скрытые госрегзнаки автомобилей.
Данная система использует RFID-технологию, которую также применяют в магазинах для борьбы с кражами товаров.
В госномера «вживляют» электромагнитную RFID-метку. Когда RFID-метка приближается к устройству-считывателю, электромагнитное поле последнего генерирует в метке ответный сигнал, содержащий однажды записанную в ней информацию.
RFID-антенна располагается над дорогой и работает как самостоятельно, так и в паре с дорожной камерой. Если камера затрудняется в опознании грязного или скрытого номера авто, эту работу выполняет блок RFID.
Система уже протестировали на дорогах Казани, где она показала 94% верных опознаний. На очереди тесты в Москве и Санкт-Петербурге, а потом внедрение по всей стране.
Штраф за езду с нечитаемыми госномерами, согласно ст.12.2,ч.1 КоАП – 500 руб.
Во многих городах России остро стоит проблема нарушения правил проезда возле трамвайных остановок. Водители порой не уступают дорогу пешеходам, что приводит к наездам.
Совсем недавно в Москве заработала первая камера, фиксирующая потенциальные нарушения правил проезда возле трамвайных остановок.
Алгоритм работы следующий: камера фиксирует момент подъезда трамвая к остановке и включения его светового табло «Внимание, пассажир!». Подсвеченное табло хорошо видно как водителям, так и на фото для инспекторов ГИБДД, которым и предстоит принимать решение, выписывать штраф или нет.
Комплекс измеряет скорость движения автомобиля и фиксирует, остановился ли он перед линией 1.17.2, а при её отсутствии — перед трамваем или нет. Затем комплекс передаёт отснятые фотоматериалы с доказательной базой в центр обработки информации.
В недалёком будущем стоить ждать подобные комплексы фотовидеофиксации уже в других регионах России.
Штраф за непропуске пешехода в трамвай или из него, согласно ст.12.28 КоАП за «непредоставление преимущества в движении пешеходам» – 1500 руб.
Среди экспертов ведётся дискуссия о том, что необходимо использовать дорожные камеры для распознавания нарушений ПДД пешеходами.
Научить такому распознаванию нейросети несложно и давно пора уже сделать так, чтобы комплексы фиксировали пешеходов, которые ходят по велодорожкам, переходят дорогу в неположенном месте или на красный свет.
Возможно, скоро начнётся обучение пешеходов дисциплине с помощью штрафов.
Штраф за переход дороги в неположенном месте, согласно ст.12.29 КоАП – 500 руб.
Штраф за переход дороги в неположенном месте,повлекшее создание помех в движении ТС, согласно ст. 12.30 КоАП – 1000 руб.
Нейросети быстро учатся, в том числе, на своих ошибках. Мы верим, что наши читатели соблюдают ПДД: пропускают пассажиров трамваев на посадку и не разговаривают за рулём, удерживая смартфон в руке.
Но ошибочные штрафы до сих пор не редкость. Лучше подстраховаться с помощью записи личного видеорегистратора или комбо-устройства, которая станет доказательством невиновности, если придёт ошибочный штраф, который можно оспорить.
Благодарим за внимание, лайки и комментарии. Берегите себя, близких и свой автомобиль.
Автор: Светлана Зотова