Мы используем файлы cookie,
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
изображение сгенерировано нейросетью
Верховный Суд после разбора ряда случаев бесконтактных ДТП ввел новую практику рассмотрения подобного рода дел. Теперь, если водитель кого-то «подрезал» и из-за этого произошла авария, его ждут проблемы. Рассказываем, что такое бесконтактное ДТП и чем оно грозит водителю.
Юридически понятия «бесконтактное ДТП» до сих пор не существует, его нет в ПДД и нормативных актах. Однако само явление бесконтактного ДТП существует уже очень давно.
Бесконтактное ДТП — ситуация, когда водитель своим неадекватным поведением спровоцировал аварию, но его автомобиль физически в ней не задействован, то есть не было касания или столкновения. Такой водитель считается участником ДТП, несмотря на то, что его автомобиль физически ни с чем не соприкасался.
Водитель может спровоцировать бесконтактное ДТП, если он кого-то «подрезал» на дороге, совершил резкий маневр, резко затормозил без необходимости, не уступил дорогу.
В сети существует большое количество видео, где водители, пытаясь избежать столкновения из-за чужого нарушения, съезжают в кювет, попадают в занос из-за резкого торможения, врезаются в столбы, зарываются в сугробы и т д.
Подборка видео на тему бесконтактных ДТП с разбором от юриста Александра Шумского может быть полезна тем, кому удобнее воспринимать информацию в видеоформате.
автор: Александр Шумский
В последнее время суды начали иногда признавать виновником ДТП водителя, который его спровоцировал, даже если автомобиль не получил повреждений. Однако судебное дело в России не прецедентное, поэтому каждый раз доказывать вину «провокатора» приходится индивидуально. И не всегда суд на стороне потерпевших.
Бесконтактные ДТП опасны тем, что виновным могут признать потерпевшего водителя, а не того, кто действительно стал причиной ДТП. Происходит это по следующим причинам:
Виновники часто скрываются с места ДТП. Поэтому очень тяжело доказать их причастность и даже существование, если нет записи происшествия с видеорегистратора;
Сотрудники ГИБДД могут обвинить потерпевшего водителя по п. 10.1 ПДД, который гласит, что «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС». Если водитель не успел это проделать, то ему вменяют несоблюдение скоростного режима и/или дистанции между автомобилями.
Согласно ПДД бесконтактное ДТП является дорожно-транспортным происшествием, так как оно подпадает под определение «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы и ли причинен иной материальный ущерб». Самое важное слово в этом определении «участие». Если у машины есть повреждения, то экспертиза легко докажет ее участи в ДТП. Но что делать, если повреждений нет?
В 2019 году Постановление Пленума Верховного Суда № 20 прояснило ситуацию: «ТС может быть причиной ДТП вне зависимости от того, вступило ли оно в механическое взаимодействие с другими автомобилями, физическими лицами и материальными объектами».
Например, если резкий маневр автомобиля напугал пешехода, а он от испуга упал и что-то себе повредил, то это тоже может считаться полноценным ДТП. В этом случае водителя можно привлечь к ответственности за оставление места аварии при условии, что он знал о факте ДТП, но умышленно оставил место аварии.
Тут открывается широкое пространство для манипуляций типа «я не видел, что спровоцировал аварию, поэтому поехал дальше». Но на такую хитрость могут найтись свидетели, записи с дорожных камер и самое надежное — записи с видеорегистраторов фигурантов и других участников дорожного движения.
В целом, при бесконтактных ДТП многие виновные водители до сих пор стремятся скрыться, а бремя доказательств часто ложится на потерпевшего водителя.
1. Первым делом, водитель должен включить сигнализацию, выставить аварийный знак и вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие.
2. Запись с видеорегистратора будет главным доказательством невиновности в суде, особенно если спровоцировавший ДТП водитель скрылся. Если у водителя нет видеорегистратора, то он может попытаться остановить свидетелей ДТП, у которых есть данный гаждет, и попросить запись. Если были свидетели пешеходы, то имеет смысл попросить их дать показания и номера телефонов. Также, если есть возможность, надо в ближайших зданиях попросить видеозапись ДТП с камер видеонаблюдения.
3. Затем водитель должен вызвать ГИБДД. Оформить Европротокол не получится, так как по нему проходят ДТП с участием двух ТС. При бесконтактной аварии, как правило, повреждения есть только у одного из участников.
4. Если виновник ДТП все-таки не уехал, то необходимо записать номер его машины, а также сделать фото или видео самого водителя.
По Закону об ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ) потерпевший должен обратиться в свою страховую компанию, если ДТП произошло в результате непосредственного взаимодействия автомобилей и повлекло их повреждение.
В случае бесконтактного ДТП все наоборот — пострадавший должен предъявить требования о возмещении ущерба к страховой компании виновника аварии, потому что непосредственного контакта между ТС не было и вред обычно причинен не только ТС, но и объектам инфраструктуры — ограждениям, фонарным столбам и т. д.
Если потерпевший обратится в свою страховую компанию, ему обоснованно будет отказано в выплате страхового возмещения.
Чтобы узнать страховую компанию виновника ДТП, нужно знать госномер его авто, по которому можно найти информацию о страховом полисе на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
На главной странице нужно выбрать опцию «Проверка полисов ОСАГО», затем выбрать поиск по реквизитам транспортного средства; затем — после ввода госномера автомобиля — нажать «Поиск». По результатам поиска можно узнать:
реквизиты полиса ОСАГО;
наименование страховой компании;
действующий ли полис;
сколько лиц допущено до управления машиной;
сведения о собственнике автомобиля (полные имя и отчество, первую букву фамилии и дату рождения);
регион использования автомобиля.
Чтобы получить страховую выплату, нужно пройти несколько этапов:
1. Потерпевший водитель должен связаться со страховой компанией виновника ДТП и сообщить об аварии.
2. У потерпевшего водителя есть 5 дней, чтобы предоставить в страховую необходимый пакет документов: заявление о страховом возмещении, копию паспорта потерпевшего, ПТС и СТС автомобиля, отчет оценщика (если проводили независимую оценку ущерба), документы, составленные сотрудниками ДПС (протокол, постановление об административном правонарушении), банковские реквизиты для перечисления выплаты.
3. В течение 5 дней с момента предоставления документов потерпевший должен предъявить машину страховщику на осмотр.
4. За 5 дней страховая осматривает авто и оценивает стоимость восстановительного ремонта.
5. Если потерпевший не согласен с оценкой, то он может запросить независимую экспертизу (написать заявление) или обратиться в суд с заявлением об установлении стоимости восстановительного ремонта и взыскании страхового возмещения.
6. В течение 20 дней после согласования стоимости восстановительного ремонта страховая компания предлагает потерпевшему станцию ТО (СТО) для проведения ремонта. Если водитель согласен, страховщик оплачивает ремонт автомобиля.
7. В течение 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля для ремонта СТО должна выполнить работы по ремонту в соответствии с заказ-нарядом от страховой.
Важно, что с 2017 года денежные выплаты по ОСАГО осуществляются только в конкретных случаях — по общему правилу производится ремонт за счет страховой компании.
Если виновника ДТП не нашли, то по ОСАГО получить возмещение ущерба не выйдет. Возмещение будет только в случае, если у потерпевшего оформлен полис КАСКО.
Несмотря на подвижки в лучшую сторону в деле рассмотрения бесконтактных ДТП ГИБДД и суды все еще часто «назначают» виновником того водителя, который оказался на месте происшествия, а «провокатор» избегает наказания, уехав в закат.
Доказать вашу невиновность под силу порой только видеорегистратору или комбо-устройству, так как ГИБДД не особо заинтересовано в поиске реального виновника бесконтактного ДТП. Кроме того, не каждый очевидец захочет давать свидетельские показания, а записи с дорожных и домовых камер не всегда бывают доступны.
фото: iboxstore.ru
Благодарим за внимание, лайки и комментарии — ведь даже тексты нуждаются в дружеской поддержке. Берегите себя, близких и свой автомобиль!
Автор статьи: Светлана Зотова