Мы используем файлы cookie,
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Изображение сгенерировано нейросетью
Согласно данным ГИБДД в 2023 году количество ДТП выросло на 4,5% в сравнении с 2022 годом. Вместе с тем рекордно увеличилось число камер на дорогах и выписанных водителям штрафов. Кто, за что и как наказывал нарушителей ПДД в прошлом году — читайте ниже.
Всего в 2023 году ГИБДД выписала водителям 237,6 млн постановлений на общую сумму 170,2 млрд руб., что выше аналогичных показателей 2022 года на 36,4 млн штрафов и на 33,2 млрд руб. соответственно.
Подавляющее большинство — 92% от общего количества штрафов за нарушение ПДД, — выписано с помощью дорожных комплексов фотовидеофиксации: 220,9 млн постановлений на сумму 140,9 млрд руб. Госавтоинспекция хвастается ростом показателя год к году на 20,4% и одновременно рекордом за последние 5 лет.
Для сравнения: в 2022 году камеры оштрафовали водителей на 112,9 млрд руб., годом ранее — на 104,1 млрд, в 2020 — на 94,2 млрд и в 2019-м — на 82,8 млрд руб.
В среднем каждая дорожная камера России в 2023 году зафиксировала 7,6 тыс. нарушений, что также является максимальным результатом за последние несколько лет.
Бессменным за всю историю наблюдений лидером среди нарушений ПДД является превышение установленной скорости движения. По соответствующей ст. 12.9 КоАП ГИБДД возбудила 181,7 млн дел и это 81,9% от всех нарушений ПДД в России 2023 года.
При этом, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 95,4% случаях водители превышали скорость на 20-40 км/час, за что по ч.2 ст. 12.9 КоАП предусмотрен штраф в 500 руб. — самый популярный у автовладельцев России.
Примечательно, что пик превышений скорости в 2023 году пришёлся на август — в этот месяц было оформлено 23,2 млн таких штрафов. Реже всего скорость превышали в декабре — в первый зимний месяц водители получили 6,2 млн таких постановлений.
На втором месте с гигантским отрывом несоблюдение требований дорожных знаков или разметки (ст. 12.16 КоАП) — 8% от всех нарушений.
Тройку лидеров замыкают штрафы за непристёгнутый ремень безопасности, в том числе и у пассажира (ст. 12.6 КоАП) — 3,7% от всех нарушений ПДД.
В пятёрку наиболее частых нарушений, выявленных в автоматическом режиме, также вошли проезд на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП) и нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (ст. 12.15 КоАП) — 2,7% и 1,2% от всех нарушений соответственно.
В сравнении с комплексами фотовидеофиксации живые сотрудники полиции в 2023 году выступили скромно — «в ручном режиме» оформлено всего 19,1 млн постановлений, что на 7% меньше, чем годом ранее.
Среди нарушений ПДД, пресечённых при личном участии сотрудников, лидером является нарушение правил применения ремня безопасности или мотошлема по ст. 12.6 КоАП. За прошедший год по данной статье оформлено 2,84 млн дел — 14,9% от всех вынесенных инспекторами постановлений.
На втором месте управление транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация по ст. 12.5 КоАП, включающей, помимо прочего, и нарушения правил тонировки —- за это инспекторы ГИБДД оформили 2,83 млн штрафов, 14,8% от общего числа.
За отсутствие страховки ОСАГО полиция оштрафовала 2,1 млн водителей — 10,8% от вынесенных лично сотрудниками постановлений об административных правонарушениях.
По фактам нетрезвого вождения авто инспекторами было возбуждено 441 000 дел. Из них порядка 278 000 непосредственно за пьяное вождение и 163 000 — за отказ от медосвидетельствования.
Показатель, хоть и медленно, но снижается: в 2022 году было почти 455 тыс. таких дел, в 2021 году — 463 тыс., в 2020 году — 464 тыс., в 2019 году — 467 тыс.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД в прошлом году ГИБДД лишила водительских прав 341 тыс. автомобилистов — на 6,4% меньше, чем годом ранее.
Чаще всего права отбирали за нетрезвое вождение (44,6%), отказ от медосвидетельствования (32,4%), оставление места ДТП (5,5%), езду по встречке (4,8%) и скрытые, подложные или видоизменённые госномера (2,3%).
Напомним, что лишить водителя прав за грубое нарушение ПДД может лишь суд и только при личной фиксации проступка инспектором ГИБДД. На основании данных с камер лишение прав не предусмотрено.
В 2023 год парк дорожных камер в России вырос до 29,2 тысячи штук. — на 8,4% к предыдущему году.
При этом количество стационарных комплексов увеличилось на 9,8% до 25,2 тыс., а вот передвижных стало меньше на 1,2% — 3,1 тыс.
Зато на 6,3% стало больше бортовых комплексов фотовидеофиксации, монтируемых в балках с мигалками патрульных машин и в общественном транспорте. Сейчас таких комплексов в России 900 штук.
Согласно нацпроекту «Безопасные качественные дороги» к 2030 году количество комплексов фотовидеофиксации ГИБДД во всех регионах РФ планируется довести до 250% от их парка в 2017 году.
Следовательно, количество дорожных камер будет расти до начала следующего десятилетия.
Ответ прост — неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения и внимательно контролировать дорожную обстановку.
Делать это с комфортом, не утруждая себя запоминанием знаков и скоростных ограничений на разных отрезках пути, позволяет радар-детектор с регулярно обновляемой GPS-базой камер.
Устройство автоматически определит установленные на вашем маршруте скоростные режимы и предупредит о приближении к камерам ГИБДД. Выбирайте сигнатурную модель, чтобы вас не тревожили ложные срабатывания устройства на сигналы от автоматических шлагбаумов и дверей магазинов.
Для доказательства вашей правоты при ДТП, автоподставах и общении с инспекторами полиции, используйте автомобильный видеорегистратор, качественная запись которого сегодня является лучшим подкреплением вашей позиции для группы разбора ГИБДД и суда.
Оптимально, когда возможности этих гаджетов совмещены в едином корпусе компактного, но мощного комбо-устройства, занимающего минимальное пространство в зоне обзора водителя.
Благодарим за внимание, лайки и комментарии. Берегите себя, близких и свой автомобиль.
Автор Николай Виноградов.