Мы используем файлы cookie,
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Изображение сгенерировано нейросетью
Скручивание автопробега – бич вторичного авторынка. Водитель хочет купить б/у машину в приличном состоянии по адекватной цене, а получает ведро с гайками втридорога. Рассказываем о методах скрутки пробега, способах их выявления, наказании за подлог и других нюансах.
Скручивание пробега – мошенническая схема, используемая преступниками для повышения прибыльности сделки.
Продавцы-махинаторы продают подержанную машину, завышая её рыночную цену. Обман покупателя осуществляется с помощью изменений показаний одометра, согласно которым машина мало ездила и якобы «совсем почти как новенькая».
По статистике ассоциации РОАД число машин со скрученным пробегом на «вторичке» достигает 15-30%, что в абсолютном выражении составляет от 750 тыс. до 1,5 млн. машин в год.
За каждый автомобиль со скрученным пробегом покупатель переплачивает в среднем от 180 до 400 тыс. руб., а переплата за премиальные марки авто может составлять несколько миллионов.
Ежегодный совокупный ущерб для покупателей от мошеннических сделок со скруткой показателей одометра оценивается в 600 млрд. руб.
По данным, приведенным депутатом Анатолием Выборным, ситуация на вторичном рынке ещё хуже: более 50% машин вторичного рынка имеют скрученный пробег.
Чтобы разобраться с технической стороной мошенничества, надо рассказать о приборе, который подвергается воздействию преступников – одометре.
Одометр – устройство, принцип работы которого завязан на подсчёте оборотов колёс. Информация о пробеге авто нужна для расчёта суточного расхода топлива, планирования ремонта авто или проведения техобслуживания.
Технически одометр состоит из следующих узлов:
Пробег машины указывает на степень её общей изношенности, поэтому мошенники стремятся уменьшить пробег б/у машин, изменяя показания одометра.
Одометры бывают механические, электромеханические, электронные.
Механические одометры
Этот тип счётчиков пробега самый древний, так как механические одометры появились еще в начале двадцатого века. Эти счётчики полностью состоят из механических деталей и выводят данные на крутящиеся барабаны с цифрами.
Механические одометры – надёжные, но неточные, ибо на результат расчёта влияет изменение размера колёс – в среднем погрешность около 10%.
Скрутить механические одометры мошенникам проще всего. Есть два основных способа:
Электромеханические одометры
Первые электромеханические одометры появились в семидесятых годах двадцатого века. Эти счётчики, по сути, гибрид механического и электронного одометра.
Электромеханические одометры точнее механических, но их также легко скрутить до нужных значений.
Способы «скрутки» аналогичны тем, которые применяются при махинациях с механическими одометрами. Единственное отличие в том, что при «скрутке» электромеханического одометра не отключают питание, чтобы вращались колёсики счётчика. Процедура небезопасна, ибо может привести к короткому замыканию.
Электронные одометры
Электронные одометры начали использовать в девяностые годы двадцатого века. В этих приборах нет механических частей, только датчики, которые сохраняют данные в своей памяти.
Датчики могут быть магнитными или оптическими, их устанавливают на колесе или валу КПП. Данные с датчиков попадают в бортовой компьютер, который передаёт их на электронный экран.
Электронные одометры самые точные (погрешность измерений около 5%) и надежные счётчики, показания которых сложнее всего подделать.
На дорогих марках авто информация о пробеге хранится в нескольких блоках памяти. Например, в BMW предусмотрено 10 точек резервного хранения информации об автопробеге.
Тем не менее, скрутить электронный одометр можно, для чего используются следующие способы:
Сейчас наиболее актуальны махинации с электронными одометрами, так как уже более двадцати лет выпускают машины, оснащённые только этим типом счётчиков.
Есть два основных способа проверки машины на махинации с пробегом:
Сканирование
Если коррекцией электронного одометра занимались дилетанты, то файлы с журналом пробега можно найти в блоке управления авто. Поиск осуществляется с помощью мультимарочного сканера.
Визуальный осмотр
Если одометр механический или электромеханический, стоит осмотреть щиток прибора. Осмотр выявит следы снятия-установки прибора, а также можно разглядеть, что цифры на одометре стали немного неровными.
Пробег хорошо виден по износу тормозных дисков. Тормозные диски служат от 80 тысяч до 120 тыс. км. Смотрим, меняли ли диски по фаске – если она велика и диск меньше 10 мм, то была замена и машина пробежала не менее 100 тыс. км.
На пробег больше 100 тыс. км указывают многочисленные сколы, трещины, потёртости, разводы на кузове и другие дефекты ЛКП.
Махинаторы могут покрасить машину, что не будет указано в сервисной книжке. Однако толщинометр выявит факт покраски авто.
Толщинометром нужно проверять каждую деталь авто с ЛКП в нескольких местах – 3-5 точках. Контрольной точкой для определения толщины заводской окраски можно выбрать крышу – её реже всего перекрашивают.
Толщина краски у разных моделей автомобилей:
Важный нюанс: проёмы дверей, пороги и прочие внутренние элементы окрашиваются тоньше на 30-50 мкм. Проверять их особенно важно, так как это силовые элементы конструкции кузова и на них всегда идёт большая нагрузка.
Состояние порогов и пола также укажут на реальный пробег: у машины с большим пробегом неизбежны отчётливые следы коррозии.
Также необходимо проверить двери на люфт, который укажет, что их много раз открывали-закрывали. Стёкла авто должны быть родными. В том числе, лобовое, по потёртостям которого хорошо виден большой пробег. Если стёкла заменяли, на то должна быть уважительная причина.
Потёртый руль, поцарапанный или затёртый пластик, кнопки, ручки, болтающаяся личинка замка зажигания — тоже маркеры большого пробега. Если пробег не скручивали, сиденья умеренно изношены, а водительское кресло чуть более потёртое, чем остальные. Также имеет смысл посмотреть состояние педалей, при большом пробеге у них будет выраженный износ.
Идеальное состояние подержанного авто тоже должно насторожить, ибо большой пробег маскируется косметически. Также вызывает вопросы пробег менее 100 тыс. км у машины старше 10 лет.
Проверка документов
При отсутствие документов на авто сразу прощайтесь с продавцом – риск купить гнилой таз после нескольких ДТП в этом случае почти 100%.
Кроме оригинала ПТС надо затребовать у продавца сервисную книжку авто с отметками о выполненных техосмотрах. В книжке будет указан перечень всех выполненных работ и пробег авто на момент посещения ремонтной зоны. В идеале книжка должна включать отметки официального автодилера.
Сейчас подделывают и сервисные книжки, поэтому имеет смысл заехать к дилеру и перепроверить информацию. Это же стоит сделать, если сервисная книжка есть только у дилера в электронном виде.
В случае покупки возрастной машины от 10 лет и более есть вероятность, что машина прибыла в Россию уже подержанной, как правило, с аукциона, поэтому надо запросить аукционный лист с указанием точного пробега.
Если продавец отказывается ехать к официальному дилеру, а про сервисную книжку и аукционный лист говорит, что они потерялись, это серьёзный повод насторожиться.
Пробивание по базам: проверка истории автомобиля
После осмотра и проверки документов необходимо «пробить» автомобиль по базам.
Если авто продают в Москве или Московской области, имеет смысл проверить его на портале автокод. Для проверки авто по базе техосмотра (ЕАИСТО), в которой указан пробег с диагностических карт, надо знать только VIN-код или госномер машины и номер её СТС.
Автомобиль, который продаётся в регионах, можно пробить по VIN-коду или госномеру на портале Авто.ру.
Если авто находится в залоге у банков, информацию о нём, включая пробег, можно найти на портале Федеральной нотариальной палаты. Реестр заложенных авто ведётся с 2014 года, для поиска машины надо знать её VIN-код.
На данный момент в законодательстве не прописано отдельного наказания за скручивание пробега. Однако, текущая ситуация не устраивает представителей автосообщества и депутатов Госдумы.
Законодатели сейчас рассматривают законопроект о введении большого штрафа за скрутку автопробега и, возможно, уголовной ответственности для мошенников-рецидивистов.
Впрочем, привлечь к ответственности недобросовестного продавца авто, скрутившего пробег, можно уже сейчас даже с учётом дыры в правовом поле.
Если автовладелец обнаружил, что купил машину со скрученным пробегом, ему придётся доказать в суде, что относительно него была применена мошенническая схема.
Несмотря на отсутствие прямого наказания за скручивание пробега, покупатель может попытаться вернуть потраченные деньги. Для начала следует связаться с продавцом. Если договориться не удастся, то обратиться в суд.
В суде нужно предоставить доказательства подделки пробега – те самые обнаруженные в сервисах проверки доказательства, показывающие реальный пробег и историю обслуживания автомобиля.
Если всё сделано верно, автомошенника привлекут и накажут по ст. 7.27.1 КоАП РФ, согласно которой за причинение имущественного ущерба путём обмана предусмотрен штраф до пятикратной стоимости нанесённого ущерба, но не менее 5 тыс. руб.
Теперь вы знаете больше о скручивании автопробега – распространённой мошеннической схеме, с которой сталкиваются многие покупатели б/у автомобилей. Надеемся, что сориентировали вас в этой непростой теме и при покупке подержанного авто вы сделаете правильный выбор.
Благодарим за внимание, комментарии и лайки.
Автор: Светлана Зотова
Редактор: Николай Виноградов